Музей "Завод ЗИЛ. 100 лет легенде". Февраль 2017 г.
Автозавода ЗиЛ уже давно нет, но его историю можно проследить посетив небольшой музей около парка Сокольники в Москве.

ЗиС-101А

С августа 1940 г началось серийное производство семиместных лимузинов ЗиС-101А. За счет использования – впервые в стране – карбюратора с падающим
потоком воздуха мощность 8-цилиндрового рядного двигателя составляла 116 л.с. Средняя часть крыши кузова покрыта дерматином поверх деревянного каркаса.

Позади кузова имеется штампованная откидная багажная решётка. На передних крыльях установлены два запасных колеса в металлических чехлах. Производство
автомобиля этого варианта прекратилось в 1941 году с началом Великой Отечественной войны. Всего было изготовлено 675 автомобилей ЗиС-101А.
ЗиС-115

Первые пять выпущенных в 1947 г бронированных ЗиСов назывались ЗиС-110С (“специальный”), после обозначение изменилось на ЗиС-115. Бронированный ЗиС-110С,
он же ЗиС-115, выпускался в 1947-1956 годах. Кузов с противопульной и противоосколочной броней из стали толщиной 6,3 мм и толстые пуленепробиваемые стекла
(75,5 мм) в дверях у ЗИС-115 могли выдержать тогда обстрел из любого огнестрельного оружия, но сама машина весила 4 300 кг. Для компенсации избыточного
веса ЗиС-115 комплектовался специальными мостами и усиленной подвеской. Двигатель рабочим объёмом 6 литров развивал мощность до 162 л.с. против стандартных
140 л.с. Максимальная скорость составляла 120 км/ч. На автомобиле имелись два шестивольтовых аккумулятора – основной и резервный. Все жизненно важные
функции автомобиля дублировались. Перед решёткой радиатора устанавливалась противотуманная фара.
По разным источникам изготовлено 32, 38 или чуть более 50 автомобилей. Один из выкрашенных в зелёный цвет лимузинов ЗИС-115 был подарен Патриарху Московскому
и Всея Руси Алексию. Ещё неколько ЗИС-115 ушли из страны в качестве подарков: в КНДР Ким Ир Сену, председателю Центрального Комитета Польской Объединённой
Рабочей партии Болиславу Беруту и президенту Финляндии.

Для подъема боковых стекол в каждой из дверей стоял гидравлический домкрат. Для опускания такого стекла достаточно было открыть кран на внутренней стороне двери,
и стекло быстро опускалось под собственной тяжестью. Для подъёма же приходилось выдвигать ручку насоса и качать, пока окно не закроется.
ЗиС-110П

В 1956 г были изготовлены два полноприводных автомобиля ЗиС-110П предназначенные для поездок правительственных делегаций по передовым битвы за урожай. Машины имели
рамную конструкцию и только отечественные агрегаты, в частности от грузовика ГАЗ-63, сохранив при этом переднюю независимую пружинную подвеску. Имея 8-цилиндровый
двигатель рабочим объемом 6 литров (148 л.с.) на шоссе машина расходовала около 30 л/100 км, а на бездорожье, по данным испытаний, – до 67 л. Инженеры с трудом пристроили
топливный бак на 113 л вместо штатного 80-литрового. Дорожный просвет составлял 235 мм. Количество выпущенный экземпляров точно не известно.
Кузов модели ЗиЛ-41041

Стапельная сварка. Начальная степень сборки.
ЗиЛ-41047

С 1985 г выпускался автомобиль высшего (представительского) класса, 7-местный лимузин ЗиЛ-41047. Двигатель – V-образный 8-цилиндровый бензиновый рабочим объёмом 7 680 см/куб
мощностью 315 л.с. Горючей смесью этого гиганта питает четырехкамерный карбюратор, размерами сравнимый с мотором «Оки».
ЗиЛ-41041


С 1986 года на базе лимузина ЗиЛ-41047 выпускался автомобиль сопровождения ЗиЛ-41041 с пятиместным кузовом седан и укороченной базой.
ЗиЛ-41041 кабриолет


Выпущено всего 4 экземпляра кабриолета ЗиЛ-41041.
ЗиЛ-41052

ЗиЛ-41052 – автомобиль для первых лиц государства. Снаряжённая масса примерно 5 500 кг. Бронезащита толщиной от 8 до 10 мм. Толщина пуленепробиваемых стекол – 41,5 мм,
вес двери – 200 кг. Автомобиль оснащен системами антипрослушивания и защиты от радиации. По защищенности ЗИЛ не могли превзойти никакие зарубежные аналоги.


Бронестекло автомобиля ЗиЛ-41052
ЗиЛ-117

В 1971 году был выпущен представительский седан ЗИЛ-117. Такие автомобили активно использовались для сопровождения кортежей, так как машина была довольно динамичной.
Но полноценной машиной сопровождения ЗиЛ-117 так и не стал. В основном такими машинами пользовались кандидаты в члены Политбюро ЦК КПСС и члены Правительства СССР. ЗиЛ-117
производили в период с 1971 по 1977 год: за это время собрали менее 50 автомобилей. Мощность V-образного 8-цилиндрового 7-литрового двигателя составляла 303 л.с. Коробка
передач – автоматическая, 3-ступенчатая.
ЗиЛ-41042

Автомобиль ЗиЛ-41042 разрабатывался по указанию первого и последнего президента СССР Михаила Сергеевича Горбачева. Перспективный лимузин должен был заменить “устаревший” пятиместный
седан ЗИЛ-41041. В 1988 году шестой цех ЗИЛа изготовил два опытных образца ЗИЛ-4102 чёрного и золотистого цвета, сами зиловцы прозвали их “Мишка” и “Райка”. Планировалось, что на базе
этой модели будет построено целое семейство автомобилей, однако, новая разработка не понравилась Михаилу Сергеевичу. На доводку автомобиля не нашлось средств, и проект был свернут.
Накапотные эмблемы автомобилей ЗиЛ

“Синяя птица”

Поисково-спасательный комплекс “Синяя птица” предназначен для поиска спускаемых космических аппаратов, их эвакуации с места посадки и оказания первой помощи космонавтам после приземления.
Комплекс состоит из трёх автомобилей-амфибий: пассажирская поисково-спасательная машина ЗиЛ-49061 (на фото); грузовая ЗиЛ-4906 и шнеко-роторный снегоболотоход ЗиЛ-2906. Для снижения веса
рама машин выполнена из алюминиевого сплава, корпус из стеклопластика. Габариты машин выбраны с учётом размеров грузового отделения самолёта АН-12 и вертолёта МИ-6.
Для движения по воде машины оборудованы двумя гребными винтами с водяными рулями.
Поисково-спасательная машина ЗиЛ-49061 оборудована пассажирским салоном, аппаратурой для оказания первой помощи космонавтам и способна эвакуировать экипаж из трёх человек. Скорость на шоссе – 80 км/час,
на воде – до 10 км/час.
Рядом с машиной установлен спускаемый модуль космического корабля.
Шнекороторный вездеход ЗиЛ-2906

Стенд с фотографиями моделей опытного отдела.

Вариация на тему ЗиЛ-130.

Деревянная модель автомобиля ЗиЛ-410441.

Деревянная модель автобуса ЗиЛ-118К “Юность”.

ЗиЛ-3207

С 1993 г небольшими партиями изготавливался 16-местный микроавтобус ЗиЛ-3207 “Юность”, в конструкции которого использовались агрегаты лимузинов. Всего было изготовлено 12 таких машин.
Модификация ЗИЛ-32071 с высокой крышей.

Подаренный заводу автомобиль Honda, который изпользовался для служебных поездок.

Электрокар для цеховых перевозок.

Борис Перевозчиков
Фотографии из личной коллекции