Московский троллейбус.
В Москве с 25 августа окончательно прекратилось движение троллейбусов. Лучше от этого будет или хуже покажет время, а пока короткий обзор какие они были
эти троллейбусы в разные годы своего существования.

Троллейбус МТБ-82Д в 1950-х годах был наиболее распространённым во всех городах Советского Союза троллейбусом. Пассажирский салон рассчитан на 40 мест для сидения,
а общая пассажировместимость составляла 65 человек, но в часы наибольшей нагрузки мог вместить до 90 пассажиров. Троллейбус выпускался с 1947 по 1950 г в Москве и
с 1951 по 1960 г заводом им. Урицкого в г. Энгельс.

Троллейбусы ТБЭС-ВСХВ изготавливались Сокольническим вагоноремонтно-строительным заводом (СВАРЗ) в Москве с 1955 по 1958 год и предназначались для работы на
специальном экскурсионном маршруте "В" территории Всесоюзной Сельско-Хозяйственной Выставки (ВСХВ ныне ВВЦ) в Москве. После ликвидации экскурсионных маршрутов
на ВСХВ троллейбусы, выпущенные в количестве всего 20 экземпляров, были переданы на обычные городские маршруты.

С 1957 по 1964 г Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод выпускал троллейбусы МТБЭС. В салоне размещались 32 места для сидения при общей пассажировместимости
110 человек. Максимальная скорость троллейбуса составляла 50 км/час.

В 1959 г завод им. Урицкого г. Энгельс начал производство троллейбусов ЗиУ-5 первого выпуска пассажировместимостью 120 человек. В Москве такие троллейбусы эксплуатировались до конца 1976 года.

Троллейбус ЗиУ-5Д выпускался с 1968 по 1972 г заводом им. Урицкого г. Энгельс. Салон троллейбуса был рассчитан на перевозку 120 человек, 38 из которых могли ехать сидя.
Максимальная скорость троллейбуса достигала 68 км/час.

С 1971 г в Энгельсе начался выпуск троллейбусов ЗиУ-9. Число мест для сидения - 30. Максимальная скорость - 68 км/час.

В конце 1976 года началось серийное производство троллейбуса модификации ЗиУ-682В.

Троллейбусы Тролза-5264.01 "Столица" выпускались малой серией и, несмотря на название, поставлялись преимущественно в регионы. С 1999 по 2002 год было выпущено 20 троллейбусов данной модели.

Низкопольный троллейбус большой вместимости ВМЗ-5298.01 производился с 2000 по 2009 г на Вологодском механическом заводе. Половина из произведённых заводом троллейбусов были поставлены в Москву.

На "Авто-шоу-2004" был продемонстрирован троллейбус МТрЗ-5279.1-0000010 "Садовое кольцо" (СадКо) серии "Русь", созданный на Московском троллейбусном ремонтном заводе (МТРС) совместно
с автобусным заводом ЛиАЗ и фирмой "Skoda" на базе низкопольного автобуса ЛиАЗ-5292. На троллейбусе установлена аккумуляторная батарея, позволяющая при отключении магистрали электропитания
проехать с полной нагрузкой более 2 км.

В 2012 году на выставке "ЭкспоСитиТранс-2012" был показан опытный низкопольный троллейбус большого класса, совместной разработки Филиала "СВАРЗ”, ЗАО “ТРОЛЗА, ЗАО "Технический центр
"Электротранссервис" и немецкого концерна “ZF”. Отличительными чертами троллейбуса являлись передняя независимая пневматическая подвеска и задний электропортальный мост с мотор-колесами.
При пассажировместимости 100 человек троллейбус имел 29 сидячих мест. Имелась возможность автономного хода на расстояние 500 м. Из-за высокой цены модели в серийное производство не был запущен.

На той же выставке был продемонстрирован низкопольный троллейбус СВАРЗ-6275 на базе автобусного кузова МАЗ-203. Троллейбус оборудован системой автоматического опускания штанг для объезда
препятствий и автономным ходом на 500 м. Пассажировместимость - 100 человек при 29 мест для сидения. Максимальная скорость - 65 км/час.
Несколько образцов троллейбусов на улицах Москвы.




Кроме обычных пассажирских троллейбусов существовали и грузовые варианты оснащённые кузовами-фургонами или бортовыми платформами.

Грузовые троллейбусы ТГ-3 выпускались с 1961 по 1963 г заводом СВАРЗ в Москве. Для движения вне контактной сети на троллейбусе устанавливался карбюраторный двигатель от грузовика ГАЗ-51
мощностью 70 л.с., позволявший двигаться при полной нагрузке в 5 т со скоростью до 25 км/час расходуя при этом 50-60 л бензина на 100 км пути. Но далеко грузовые троллейбусы от контактной
сети не отъезжали и на электротяге разгонялись до 50 км/час.

С 1969 г начался выпуск грузовых троллейбусов ТГ-3М.
Троллейбусные парки использовали грузовые троллейбусы и для собственных нужд.



Вот и не стало в Москве троллейбусного движения. Возможно единственным напоминанием о московском троллейбусе останется этот памятник троллейбусу МТБ-82 на Ленинградском шоссе.

Борис Перевозчиков
Фотографии из личной коллекции
26 августа 2020 г.